Италия. От св.Антония до св.Франциска. Ватикан

Будучи в Италии, а именно в Риме, я посетил одно сопредельное с Италией государство не покидая пределов не то что одной страны - одного города. И если в случае Москвы и России похожая история рассказывается в виде горькой шутки, то Италия и Ватикан это два государства в одной отдельно взятой стране. Итак:


Ватика́н (лат. Status Civitatis Vaticanæ, итал. Stato della Città del Vaticano, также встречается использование названия Государство-город Ватика́н) — карликовое государство-анклав внутри территории Рима, независимое от Италии. Технические, так сказать, характеристики:


  • Дата независимости от Италии: 11 февраля 1929
  • Официальный язык: латинский и итальянский
  • Форма правления: абсолютная теократическая монархия
  • Гос. религия: Римский Католицизм
  • Территория: 0,44 км²
  • Население (2011 год): 832 чел
  • Валюта: Евро
  • Интернет- домен .va
  • Телефонный код: +379
Своё название государство получило от названия холма Mons Vaticanus, с латинского vaticinia — «место гаданий».

В античности территория Ватикана (лат. ager vaticanus) не была заселена, так как в Древнем Риме это место считалось святым. В 326 году, после прихода христианства, над предполагаемой гробницей святого Петра была воздвигнута базилика Константина и с тех пор это место стало заселяться. Образовавшееся в середине VIII века Папское государство охватило значительную часть Аппенинского полуострова, но в 1870 году было ликвидировано Итальянским королевством.

В современном виде возник 11 февраля 1929 года на основании заключённых правительством Б. Муссолини Латеранских соглашений. Это система договоров между итальянским государством и Святым Престолом. Привели к правовому урегулированию взаимных претензий между Италией и Святым Престолом, к разрешению «Римского вопроса», существовавшего с 1870 года; определили права и привилегии Католической церкви, её положение в Итальянском королевстве.

Статус Ватикана в международном праве — вспомогательная суверенная территория Святого Престола, резиденции высшего духовного руководства римско-католической церкви. Суверенитет Ватикана не является самостоятельным, а проистекает из суверенитета Святого престола. Иными словами, его источник — не население Ватикана, а именно папский престол. Вот такая вот загогулина. Соответственно Ватикан не устанавливает дипломатических отношений, не участвует в международных организациях и не заключает международные договоры, поскольку является суверенной территорией Святого Престола, и суверенитет первого прямо проистекает из суверенитета последнего.

Кафедра Римских епископов признаётся суверенным субъектом международного права с ранне-средневековых времен. И в период между 1860 годом до заключения Латеранских соглашений 1929 года суверенитет Святого Престола признавался не только католическими державами, но также Россией, Пруссией и Австро-Венгрией.

Дипломатические отношения Ватикана и Святого Престола находятся в ведении Секции отношений с государствами Государственного секретариата. Секцию возглавляет Секретарь по отношениям с государствами в сане архиепископа — в настоящее время Доминике Мамберти (Dominique Mamberti), титулярный архиепископ Сагоны.

Святой Престол поддерживает дипломатические отношения со 174 странами мира, в том числе с ЕС и с Организацией освобождения Палестины и является членом 15 организаций, в том числе ВОЗ, ВТО, ЮНЕСКО, ОБСЕ и ФАО.Святой Престол — старейший (1942 год) дипломатический союзник Китайской Республики.

Итак - Ватикан это "кагбэ" суверенное государство. С этим связано множество разнообразных забавных казусов. Например, Иностранные государства в Италии вынуждены содержать 2 консулов. Одного в Италии, другого в Ватикане. Итальянская почта, не является ватиканской. В Ватикане своя почтовая служба, свое радио, своя армия, гвардия, жандармерия и так далее. Как они со всем этим разбираются? Не иначе с Б-жьей помощью :-)

Итак, граница между Италией и Ватиканом довольно прозрачна. Все дело в том, что Ватикан со всех сторон окружен.... правильно Римом. Из центра Рима (Stazione Termini) на южную сторону Ватикана следуют автобусы маршрутов № 40 и № 64. Мы же погрузив свои вещи в автобус отправились в это "сопредельное государство" на нашем экскурсионном автобусе. Остановились, вышли (автобус уехал на "внешнюю" стоянку) и пошли. Итак, вы входите во входные ворота, и пройдя "стандартный" досмотр (рамка металлоискателя, сканер, проверка документов) вы попадаете в другое, совершенно особое государство. Да, кстати, специальная виза для Ватикана не нужна, но шенген - будьте любезны. Итак - заходим.

Внутри - нет, не Ватикан, и даже не Рим. Вавилон. Самый настоящий. Огромная масса народа, экскурсии, паломники и просто итальянцы. Все "это" очень быстро проливается сквозь "пограничную территорию". Нам был проще - мы организованная группа и показывать "аусвайсы"  нам не пришлось. но все остальное - извольте. Прохожу рамку, забираю с ленты сканера "волшебный рюкзачок" и - я в Ватикане.

У меня за спиной - Ватиканские Сады занимающие общую площадь более чем в 20 гектаров. Они покрывают преимущественно Ватиканский холм, возвышающийся над окрестностями более чем на 60 метров. В севера, юга и запада Сады ограничены Ватиканской стеной. На территории Садов имеются несколько родниковых источников, в Средневековье при нужде снабжавшие водой Ватикан, а также питавших субтропическую, произрастающую здесь и поныне растительность. 
Значительная часть их была создана по указанию пап ещё в эпохи Возрождения и барокко. Наиболее сохранившейся, «природной» частью Ватиканских садов является территория между Леонинской стеной и зданием, где находится администрация Ватикана. Она представляет собой плотные заросли различных деревьев: пиний, сосен, дубов, кипарисов, пальм и др., покрывающих эту холмистую местность. Через сады проложено множество дорог и тропинок.

Гуляя по Ватикану невозможно не посмотреть на причудливую смесь Древности и Современности. Древнее здание и на его фоне - современная скульптура.
Но Б-г с ней с современностью. Мы же в Ватикане. Соответственно идем смотреть на две, нет три самых главных достопримечательности этого миниатюрного государства доступные для туриста: Музеи, Сикстинскую Капеллу и естественно Собор Святого Петра. 
Ватиканские Музеи
Ватиканские Музеи  — одни из самых замечательных и обширных в мире. Коллекции Ватиканских музеев непрерывно пополнялись, несмотря на войны, кражи и разрушения, разными папами начиная с эпохи Ренессанса и до сегодняшнего дня. И теперь они представляют собой самый большой музейный комплекс в мире.

Ватиканские музеи включают в себя: Пинакотеку (Картинную галерею), Музей Пио-Клементино, Станцы (Лоджия Рафаэля, комнаты Рафаэля) и Сикстинскую капеллу. Сначала посетители попадают в дворик Сосны (пиньи), где находятся бронзовая сосновая шишка и бронзовые павлины (копии оригиналов 2 в.)

Далее - музей Пио-Клементино с двором Бельведер. Музей был создан по заказу Клемента XIV  и Пия VI  для наиболее значительных греческих и римских произведений искусства из коллекций Ватикана. Заходим:
Количество предметов искусства которое предстоит увидеть далее не подлежит описанию. Огромное количество. В том числе и всемирно известные. На столько известные, что мы все их помним по учебникам истории. Даже не буду писать названия, наверняка вспомните.


И вот "ентого гуталину" там.... смотреть не пересмотреть. Например Зал Ротонда. Он был построен Микеланджело Симонетти в 1780 - 1782 гг. в соответствии с идеалами классицизма XVIII в. В центре зала находится огромная 13- метровая монолитная порфировая чаша из Золотого дома императора Нерона. Ага, того самого Нерона.

В нишах установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев. Пол украшает римская мозаика III века из терм Отриколи, изображающая битву греков с кентаврами, тритонами и нереидами.

А как Вам такой "портал" в египетском стиле?

Некоторые статуи, которые находятся в нишах, в сочетании с льющимся светом создают подчас интересные композиции.

Гуляя про всему этому антично-мидевистическому великолепию "внезапно" натыкаемся на астрологическую напольную мозаику.:-)

Медленно продвигаясь вперед проходим в другой музей. Посмотрите на потолок.

Проходя дальше заходим в Зал или Галерею Карт. Галерея эта представляет собой коридор длиной 120 м и шириной 6 м. Она расписана 40 географическими картами с изображением бывших владений Католической церкви и важнейших регионов Италии в эпоху папы Григория XIII.

Здесь также представлены карта Авиньона (Франция),а также карты Сицилии, Сардиниии, Корсики, которые в то время контролировались Испанией, сцены осады Мальты и крупномасштабные карты морских республик Генуи и Венеции.

Потолок  галереи карт как всегда великолепен.


Станцы Рафаэля
Далее - Станцы Рафаэля. Очень впечатляюще скажу я вам. Свою работу Рафаэль начал со Станцы делла Сеньятура. Роспись этой комнаты так понравилась папе, что он приказал тотчас сбить две фрески, сделанные там уже другими художниками, и продолжать роспись только Рафаэлю.

Рафаэль занимался росписями станц с 1508 по 1517 год - сначала сам, потом, загруженный заказами, он вынужден был все чаще прибегать к помощи учеников. Содержание фресок было определено самим папой Юлием II и подробно разработано учеными-гуманистами, группировавшимися вокруг папского двора. Росписи должны были служить прославлению церкви и самого заказчика – папы. И хотя сюжетами фресок служили легенды, предания и события давних времен, они должны были связываться с событиями той современности. Смотрим.

Про один шедевр хочется рассказать особо. Фреска называется "Афинская Школа". Это великое произведение Рафаэля, считающееся одной из наилучших его работ. Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир.

В её центре фигуры величественного старца Платона с портретными чертами Леонардо да Винчи и чернокудрого вдохновенного Аристотеля. О различии их философских доктрин свидетельствуют указующие жесты: Платона – на небо, Аристотеля – на землю. Слева, внизу у лестницы, Пифагор, окруженный учениками, читает книгу, справа Эвклид (возможно, это портрет Браманте) чертит по грифельной доске.

Погружен в глубокую задумчивость Гераклит Эфесский (предполагают, что здесь изображен Микеланджело). Неподалёку от Платона беседует со слушателями Сократ, а на ступенях полулежит основатель философской школы киников Диоген.

Зал Гобеленов
После такого великолепия проходим в зал гобеленов. Огромный зал увешанный гобеленами в двух сторон. Останавливаться не дают - сплошной поток людей. Фотографирую на ходу.Категорически запрещается фотографировать с фотовспышкой - из-за высоrй чувствительности экспонатов.

Это гобелены ручной работы, которые создавались десятилетиями по эскизам Рафаэля и его учеников. Сюжеты все на библейскую тематику, сделаны так искусно, что не сразу понимаешь, что это - не живопись, а вытканная картина. Сам зал довольно темный, это создает эффект загадочности и потусторонности, кажется, что персонажи гобеленов провожают вас взглядом
Внезапно, спустившись вниз  видим указатель и понимаем, что мы пришли в ватиканский "Белый Дом" - сикстинскую капеллу. О ней - отдельная история.


Сикстинская Капелла
Она была построена в 1470-е годы дядей Юлия, папой Сикстом IV. В начале 1480-х годов алтарная и боковые стены были украшены фресками с евангельскими сюжетами и сценами из жизни Моисея, в создании которых участвовали Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и Росселли. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым. Одним словом сикстинская капелла была просто напросто семейной церковью. И неболее того. Она бы таковой и оставалась если бы за работу не взялся Микеланджело. В 1508 году папа Юлий II предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы.

В том же году Микеланджело неохотно начал роспись свода. Начатых работ Микеланджело не показывал никому. По словам его биографа, он сам растирал краски, приготовлял известковый раствор, приходил в капеллу с рассветом и уходил ночью, довольствуясь лишь легким обедом. Тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство. Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа.

Весь Рим бросился сюда когда Мастер закончил работу. И все, не исключая бывших завистников и соперников, смиренно склонили головы перед его работой. Сам папа торжественно отслужил в капелле обедню, где на собравшихся восторженных зрителей смотрели с купола могучие образы библейских пророков и сивилл, Творца в трех моментах создания мира и первых людей, Ноя, патриархов и целого ряда других лиц, причем каждый из них был, словно красивой рамой, окружен особым орнаментом.

По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). В остальных частях росписи — в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами — изображены отдельные эпизоды из Библии и так называемые предки Христа. Наделяя главные фигуры, в частности пророков и сивилл, большими размерами, Микеланджело добился с помощью такой разномасштабности наилучшего выявления отдельных сцен и фигур.

Полностью работа продлилась около четырех лет в промежутке между 1508 и 1512, при минимальном участии помощников. За этот период он расписал около 1100 кв.м. потолка. Ни одному итальянскому живописцу не приходилось до этого браться за такую гигантскую роспись! Платой за такой титанический труд стала слепота. Сам Микелянжело говорил: за сикстинскую капеллу я заплатил собственными глазами.

Здесь все – «Отделение Света от Тьмы», «Сотворение солнца и луны», «Сотворение Адама», «Всемирный Потоп». В качестве логического завершения – «Страшный Суд», где Микеланджело изобразил Иисуса не кротким, а жестоким судьей, способным одним взмахом руки обречь человечество на гибель.

Во время работы над потолком сикстинской капеллы Микелянджело сделал одно изобретение. Он изобрел.... налобный фонарик. Да, именно он придумал то, чем мы все сейчас пользуемся чиня компьютер, машину или роясь в сарае. Ему он был необходим, так как руки Мастера были заняты работой и держать светильник на такой высоте он просто не мог.

Еще одна особенность связанная с Микелянджело. Однажды в порыве гнева или раздражительности, он ударил молотком в потолок. При этом кусок штукатурки отвалился. Потом, он не стал восстанавливать отбитый фрагмент и одна из его фресок осталась, так сказать с изъяном. Когда реставраторы взялись за реставрацию то между ними развернулась дискуссия на тему приводить ли отбитый Микелянждело фрагмент в порядок. Дописать отбитый фрагмент было не проблематично, но посовещавшись решили этого не делать. Объяснили это так: если Мастер пожелал ударить в этом месте молотком, то этот удар - авторская работа. Доделка не нужна. Реставрация не требуется.

Кстати, фотографировать в Сикстинской Капелле нельзя. Совсем нельзя. Поэтому пришлось воспользоваться иллюстрациями из интернета. А что делать :( За тем, что бы в Капелле не фотографировали смотрят специальные "стражи". Шипят не хуже змей. И появляются так же "внезапно". 

Итак, выходим из Капеллы и оказываемся в Соборе Святого Петра.

Собор Святого Петра.
Собор Святого Петра — католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой христианской церковью в мире.
История рассказывает, что на месте нынешнего собора Святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. В 326 году в память об этом император Константин повелел построить базилику во имя Святого Петра.

Когда она обветшала, папа римский Николай V в 1452 году начал строительство собора. После его смерти работы были приостановлены, и только в 1506 году папа Юлий II поручил архитектору Браманте строительство собора. Браманте задумал церковь в виде греческого равностороннего креста. Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра.

После смерти Браманте работа была поручена Рафаэлю, который перепроектировал церковь в виде креста латинского. Затем строительство собора возглавил Микеланджело. Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти. Архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана по проекту Микеланджело возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх. Карло Мадерно достроил продольные капеллы и оформил фасад собора. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны. 18 ноября 1626 года, в 1300-летний юбилей первой базилики и через 120 лет после начала строительства, папа Урбан VIII освятил новый собор.

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.

В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело — мраморная “Пьета”. Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 25 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом.
Эта композиция стала ключевым произведением молодого Микеланджело. Ее значение некоторые исследователи сравнивают со значением знаменитой «Мадонны в гроте» Леонардо да Винчи, открывающей этот же этап только в живописи.
На перевязи, идущей через левое плечо Мадонны, Микелянджело в первый и последний раз в своей жизни вырезал свою подпись: «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил».

Собор св.Петра с давних времен был своеобразным Христианским Пантеоном, где хоронили римских пап. Могилы понтификов украшены соответственно.


Покинув собор св. Петра я вышел на площадь, где не преминул сфотографировать еще одну ватиканскую Достопримечательность - Швейцарских гвардейцев.

Швейцарская гвардия — один из видов вооружённых сил Ватикана.  Сегодня её солдаты, как записано в уставе, несут службу «по обеспечению безопасности священной персоны папы и его резиденции».

В настоящее время гвардия Ватикана состоит из 110 человек. По традиции в её составе только швейцарские подданные; официальный язык гвардии — немецкий. Все они должны быть католиками, иметь среднее образование и пройти обязательную для всех швейцарских мужчин четырёхмесячную службу в армии. Возраст новобранцев — от 19 до 30 лет. Минимальный срок службы — два года, максимальный — 20 лет. Все гвардейцы должны иметь рост не ниже 174 см, им запрещено носить усы, бороду и длинные волосы. Кроме того, в гвардию принимают только холостяков.

Как утверждает легенда, эта форма сшита по рисункам Микеланджело, хотя исторических свидетельств этому нет. В форму входит: полосатые красно-сине-жёлтые камзолы и подхваченные под коленами брюки, берет или морион с красным плюмажем в торжественных случаях, панцирь, арбалет и шпага.

Идя от собора св.Петра по узкой дорожке я перешел через небольшой забор и ... опять оказался в Италии :-)

Как я и писал границы Ватикана прозрачны. Мужчина в костюме стоящий у заборчика находиться в Ватикане, а зеленая машина -  уже в Италии.

Перейдя эту своеобразную границу я решил сделать себе не большой подарок. Простой, и в целом интересный. Зашел в кафешку, купил открытку с видом Ватикана, приклеил ватиканскую же марку и отправил ее себе домой ватиканской почтой.

Как я говорил в Ватикане своя почта. Она не Итальянская, а именно Ватиканская. Соответственно, она имеет и марку, которую можно купить только в Ватикане и гашение Ватиканское, а не Итальянское. Письмо "от Папы" я получил ровно через 2 дня после моего приезда домой.

смотреть все фото...

Продолжение следует